— М.: "Кириллица", 1998. — 82 с.
Л. Соснина (Арманд). История одной школьной общины
В книге Лидии Арманд рассказывается о работе школы-коммуны для беспризорников, созданной теософами в начале 1920-х годов.
Очень схематичным получился очерк школьной коммуны, написанный ей создательницей и директором Лидией Марьяновной Арманд, скрывшейся за псевдонимом Л. Соснина. И дело вовсе не только в малом объеме брошюрки, которую удалось напечатать её автору в 1927 году перед ожидаемым арестом. Почти пятилетняя история экспериментально-трудовой школы-общины заслуживает поэмы, заслуживает романа, заслуживает подробного научного исследования уникального педагогического опыта. Но эта тоненькая книжечка — всё, что Лидия Марьяновна успела написать своей рукой. Через четыре года, в ссылке, её не стало.
Дело даже не в поразительной скромности этого человека. В почти невероятных условиях укрепляющейся советской диктатуры подняла на своих хрупких плечах дело, от которого десять раз отказался бы иной напористый мужчина. Лишь слабая тень мытарств, перенесённых ею в войне с бюрократией, с голодом, с непониманием окружающих, отражена на страницах книги. Сочувствующих у большого дела было немало, помощников — почти никого. Требование „полного погружения в жизнь воспитанников“ выдерживали единицы. Его приходилось применять к себе, ещё раз к себе, опять к себе. В борьбе за выживание в условиях первых послереволюционных лет, с которыми не сравнить наше вполне сытое и достаточно благоустроенное время, это был подвиг жизни. Но в книге личный вклад Л. М. Арманд всюду завуалирован нейтральными адресами „один из инициаторов“, „старшая сотрудница“, „одна из сотрудниц.“
Самой главнй причиной, из-за которой нельзя было предать гласности многие стороны жизни коммуны, была цензура. Слишком нестандартными выглядели идеологическая основа и стиль жизни этого коллектива.
Лидия Марьяновна была старшей из четырёх дочерей в семье небогатого петербургского врача. Уже в гимназии она стала убеждённой революционеркой. Потом — Бестужевские женские курсы, потом — университет в Фрейбурге, в Германии. Конечно, мужем её стал революционер, Л. Э. Арманд, но не социалист-революционер, как она, а социал-демократ. Им, впрочем, это было всё равно.
Годы подготовки к революции были полны одним устремлением, одним идеалом — сделать жизнь справедливой для всех. Молодой революционеркой руководило убеждение, что не экспроприация экспроприаторов изменит жизнь к лучшему, а перестройка сознания большинства людей. Для неё ключом решения социальных проблем был переход от звериной идеологии всеобщей капиталистической конкуренции к сотрудничеству, к взаимопомощи, к обществу кооператоров. В огне сходок, митингов, подготовки к боям, подошёл девятьсот пятый год. Родился сын Даня. В первые же месяцы жизни он окунулся в стихию восстания. В его детской коляске прятали от глаз сыщиков оружие, шрифт для подпольной типографии. Арест Лидии Марьяновны завершился приговором к каторжным работам, но неожиданно он был заменён на высылку из России. Эмиграция, переезды из страны в страну с маленьким сыном на руках, новая революционная лихорадка в семнадцатом. Годы размышлений оставили ещё один след: Лидия познакомилась с древней мудростью Востока, изложенной в трудах Е.П. Блаватской, и поняла, что теософия — то самое мировоззрение, в котором её кипучая натура способна найти равновесие с собой, с несовершенным ещё миром, с Небом.
С приходом к власти большевиков революция для Арманд была проиграна. Пронзая просветлённым взглядом будущее, она предсказывала многие беды, к которым приведет избранная большевиками дорога. Но отсиживаться в тени Лидия не собиралась. Путей к будущему много. Если не удалось сделать рывок, значит надо готовить мир справедливости исподволь. Нить рассуждений с необходимостью привела к молодёжи, на кого перекладывалась забота о будущем. Указание Учителя заключалось в том, что с фабричной трибуны оратор должен перейти в тишину классной комнаты, листовку сменить на учебник. Мысль — решение — исполнение, у Арманд эти ступеньки следовали друг за другом без перерыва. Так родилась школа-коммуна, о которой коротко рассказано в предлагаемой читателем книжечке.
Нелёгкое время выбрала Лидия Марьяновна для воплощения своего замысла. Поверженный, разорённый Российский гигант судорожно хватал ртом воздух, бессильный помочь хотя бы самым благим начинаниям. Но много труднее было преодолеть идеологический барьер. Нарождающаяся советская власть не деликатничала со своими противниками. Варварскими, фашистскими методами было подавлено движение крестьян против продразвёрстки. После выстрела Каплан прокатилась волна красного террора, прошел „процесс эсеров“. Засуха и голод в Поволжье были использованы как повод для массовых арестов священников. Теософское общество запретили, в 1924 году начались аресты теософов. Среди большевиков разгоралась борьба за власть, отштамповали и пустили в оборот ярлык „троцкист“, образ „врага народа“ уже витал в воздухе. Обещанные народу права и свободы таяли как весенний снег. Только отчаянное положение с беспризорностью, детской преступностью, жизнеобеспечение сирот заставило просветительское ведомство разрешить эксперименты с частными школами и трудовыми детскими коммунами.
Конечно, коммуна Лидии Арманд не была рядовой наркомпросовской школой На фоне господствовавшей тенденции к уравниловке очень непопулярной оказалась идея о воспитании будущих лидеров. В напряжённых поисках опорных принципов для своей педагогики Лидия Арманд предвосхитила многие указания Учителя М., которые в эти годы только начали передаваться через Елену Ивановну Рерих, а первые публикации появились перед самым закрытием общины. Это не помешало тому, что идеи „Живой Этики“ и теософии, такие как братство всех людей, воспитание общинного сознания, отрицание насилия физического и психологического, признание выдающейся роли природы и искусства в становлении человека, культ труда, самосовершенствование личности, нашли воплощение в школе Арманд. Постоянная борьба за хлеб насущный предварялась в ежедневном распорядке коммуны борьбой за детские души. Во время короткого утреннего собрания ребята получали из уст директора какую-то значительную мысль, афоризм, высказывание таких мыслителей как Платон, Лев Толстой, Блаватская, Кришнамурти, цитату из Евангелия. Несколько минут на молчаливое размышление, — и все расходятся: кто на огород, кто на строительство погреба, на уборку, на дежурство по кухне. Эти собрания не отменялись и в дни, когда в общине гостили личности, приехавшие со специальными заданиями. Правда для чтения подбирались нейтральные тексты, например, из Фурье или Сен-Симона.
Всё это не могло нравиться новой власти, подозрения росли. Товарищи в галифе наведывались в общину, выискивая крамолу. Была произнесена фраза: „поповское гнездо“ Четырежды на коммуну сваливались комиссии Наркомпроса с негласным заданием найти повод для закрытия. И каждый раз отзыв ревизоров вопреки инструкции звучал не только положительно, но даже восторженно. Слишком велика была разница между школой Арманд и казёнными школами всеобуча. Пятую комиссию не стали посылать. Коммуну ликвидировал заведующий Губнаробразом не выходя из кабинета. Постановил без объяснений, и точка.
Можно ли сказать, что задачи школы-коммуны были выполнены? Или, наоборот, что опыт не удался?
Понятно, неполных пять лет — величина бесконечно малая, когда речь идет о задачах не решённых мировыми религиями на протяжении тысячелетий. Из пятидесяти воспитанников, прошедших через коммуну, ни один не стал лидером в общепринятом смысле этого слова. Но подвиг Лидии Арманд не был напрасным. Эзотерическая мудрость древности утверждает, что здоровое семя не может погибнуть, даже если оно брошено в землю в неблагоприятный момент. Идея, заряженная энергией неудержимого порыва, напитывает пространство. Придет время, и она материализуется в дела. Скромное зерно обернется целым полем всходов. Апостолы Иисуса Христа тоже не стали царями и князьями, но следы их не стёрлись по сей день.
Похоже, один из ростков этого посева уже взошел. Речь о ныне здравствующей коммуне внучки Лидии, Елены Давидовны Арманд. Но это отдельный роман.
А. Арманд
1. Об этой книге
2. Предисловие
3. Облик общины (задачи)
4. Начало работы
5. Дальнейшая история общины
6. Воспитатели
7. Впечатления посетителя
8. Из прощального сборники
9. Из переписки
10. Комментарии к предисловию
На главную / Страница, посвящённая творчеству семьи Армандов